Арина Агаева

16 лет, город Павлодар, Казахстан

Я мечтаю стать режиссёром или журналистом и снять фильм о миграции в Африке. Участвовала в международном конкурсе «48 hour film race», была диджитал-волонтёром на кинофестивале «IDoCare», посвящённом социальным проблемам. Также жить не могу без сладкого, поэтому один из любимых мультфильмов – «Ральф») Я стараюсь постоянно самосовершенствоваться и могу, не боясь, взяться за дело, пусть и не до конца в нём разбираясь.

Запись опубликована:
12 февраля 2021 г.

Небесный верб...
2015, семейный

4,9 /5

А чудо не скрылось за облаками…

Осторожно, спойлеры!

Фильм уже с титров начинается со звуков стрекотания насекомых, мысленно переносящих нас в бескрайние степи Калмыкии. Насколько же кинокартина пропитана истинным колоритом народа! Декорации и костюмы, разговоры актёров на калмыцком, показанные взаимоотношения между разными стоянками чабанов ненавязчиво, но до малейших деталей погружают и знакомят нас с культурой калмыков. Одна сцена ночных танцев под национальную музыку чего стоит! Благодаря операторской работе мы можем видеть даже колебания раскалённого степного воздуха. Теплоту и ощущение надежды кадрам придаёт преобладание жёлтых тонов, создавая дополнительную атмосферность.

Назвать точный жанр данного кинопроизведения сложновато, потому что помимо преобладания приключений, оно соединило в себе и признаки вестерна (наркоторговец, обезьянник), и мистику, и элементы этнографии калмыцкого народа. На мой взгляд, именно такое смешение жанров позволило удержаться от чрезмерного погружения в географию, историю и сохранять интригу, динамику на протяжении всего фильма. Кинолента с развитием действий приобретает характер притчи.

Самое время перейти к достойной актёрской игре. Все актёры невероятно гармонировали с окружающей средой. Самым запоминающимся персонажем кажется Полтинник – юный добродушный преступник. Петру Новикову, сыгравшему Лёху, чтобы лучше понять своего персонажа, пришлось действительно пожить в степи, вести себя как его герой.

Теперь обратимся к названию «Небесный верблюд». С одной стороны, оно логично, ведь именно предание об облаке в виде верблюжонка, которое привлекает дождь, легло в основу фабулы и двигало события. Однако сам верблюжонок Алтынка не предстаёт перед зрителем главным героем, он скорее выполняет роль макгаффина – объекта, источника конфликта, но вокруг которого закручивается сюжет. Сразу вспоминается подход А.С. Пушкина, который называл свои произведения именами не главных героев чтобы выделять тех, кто на самом деле выражает авторский замысел.

Ещё в начале фильма мы слышим, как отец говорит Баиру: «Чудес не бывает», и по ходу событий мы видим борьбу мальчика с этим утверждением. Поэтому с какой-то стороны верблюжонок также стал символом мечты, чуда, которые были отняты равнодушным капиталистическим миром и возвращены в конце благодаря истинной дружбе с Полтинником, воссоединением семей. Да, именно семей. Фильм полон метафор, символизма, параллелей между семьями людей и животных. Это отчётливо видно в последних кадрах фильма, где на авторскую позицию работают оба плана: на переднем счастливая семья Баира, на заднем верблюдица Мара и Алтынка стоят под долгожданным дождём; параллельные горизонтальные линии забора, возможно и непреднамеренно, но усиливают эффект. Немаловажную и неоднозначную роль также играют два похожих момента степи на закате: сначала грузовик увозит Алтынку, а в конце Баир пешком возвращается с верблюдицей. Невероятная красота кадров сопровождается каким-то феноменом полуденного ужаса: на светлое, золотое небо, возможно олицетворяющее мечты, добро, спускаются тёмные ночные тучи, предвещающие беду. Эти два эпизода появляются прямо перед резкими поворотами сюжета, словно напоминая, что после заката всегда идёт восход.

Почему верблюжонка зовут Алтынка, когда шерсть верблюжонка белая? Ведь алтын переводится как золотой. Предположений у меня возникло несколько. Возможно имя есть намёк на иронию судьбы, ведь именно золото, деньги, в которых нуждалась семья чабана, вынудили разлучить верблюжонка с матерью. Поверье калмыков гласит, что верблюжонок, который родился под облаком в виде того же животного, приносит удачу и допустима вероятность, что в начале фильма под удачей семья больше подразумевала материальные блага (как раз алтын), в то время как к концу фильма мы видим изменение жизненных ценностей у героев. Может такое название малыш получил за характерные жёлтые круглые области, напоминающие монетки, на голове и горбах.

Юрий Фетинг своим фильмом дарит настоящее мистическое калмыцкое приключение, возвращает веру в чудо, оставляя в придачу как нежное послевкусие, так и множество вопросов с неоднозначными ответами. Как сложилась судьба Лёхи? Если Полтинник вернул верблюжонка, значит он опоздал на поезд и пожертвовал мечтой ради счастья друга? Где всё это время был отец Алтынки? Пока мы лишь можем выдвигать гипотезы. Каждый зритель в силу возраста найдёт свою интерпретацию кинокартины: дети насладятся увлекательным путешествием, а взрослые задумаются о вечных жизненных темах, поэтому фильм идеально подойдёт для семейного просмотра.

Поделиться в соцсетях:

0 0 голос
Оценка рецензии
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии