Две реальности переплетаются и уже трудно определить, где быль, а где сказка. Такой приём используется в фильме Андрея Кима «Ящерка вернётся». Вместе с юными героями мы отправляемся в путешествие по миру легенд уральского писателя Павла Бажова.
По первым минутам фильма трудно понять, когда происходит история. То мы видим репетицию школьного спектакля, то вдруг старорусскую избу и резчиков по камню. Только к середине картины становится ясно, что здесь смешан мир сказки и реальности. Это неплохое решение для сценаристов, но во время просмотра тяжело понять происходящее на экране.
Режиссёр построил фильм на нескольких сказках Бажова, которые будто бы воплощаются в нашу реальность. Если бажовские истории кажутся правдоподобными, то те же конфликты в другом мире слишком наигранны.
Для экранной работы необычно, что автор решает делить всех персонажей на плохих и хороших. Такая «сортировка» подходит для книги, а в жизни чёткое деление невозможно. На мой взгляд, отрицательный герой Политрук показывается чересчур жестоким. Особенно это заметно в эпизоде, где он выталкивает девочку из репетиционного зала. Разве человек, который занимается просвещением молодёжи и воспитывает в ней патриотизм, может так ненавидеть всех вокруг?
Если бы я снимала подобное кино, то разделила бы всю историю: один сказ – одна серия. Тогда персонажи были бы более раскрытыми, а у зрителей не возникало сумятицы в голове.
Мне нравится, что Андрей Ким создаёт историко-культурный фильм на основе уральского фольклора. Перед просмотром лучше перечитать сказки Бажова, чтобы понять смысл киноработы. Определенно «Ящерка вернётся» снят не для массового зрителя. Он отлично подойдёт как дополнение к школьной программе. Но от этого картина не становится менее загадочной и нестандартной.