Екатерина Шляхтина

17 лет, город Елизово, Камчатский край

Кино – моя любовь с детства. Уверена, что лучше просмотра кино может быть лишь его съёмка. Мои сенсеи: Балабанов, Тарковский, Уэс Андерсон

Запись опубликована:
16 апреля 2021 г.

КостяНика
2006, мелодрама

4 /5

Лето, ягода и любовь с примесью мистики

Мне, как человеку, который всё детство зачитывался книгами Тамары Крюковой и несколько раз прочитавшему повесть «Костя+Ника», просто нельзя было обойти стороной эту экранизацию. Когда я впервые посмотрела этот фильм (а это было порядка 5–7 лет назад), он меня, ну совершенно, не впечатлил. Мне казалось, что книгу безбожно извратили, герои вообще не прочувствовали всю глубину и вообще «фи». Сейчас же, посмотрев экранизацию в повзрослевшем состоянии, отойдя от оригинала, я была очень и очень приятно удивлена.

Конечно, фильм нельзя назвать шедевром. Но он и не безбожно ужасен, как можно было подумать. Простой чисто человеческий фильм, рассказывающий неплохую историю. Не сказала бы, что прям берёт за душу, но и не даёт скучать. Хотя скорее, дело тут в моем возрасте – фильм всё-таки предназначен для ранней подростковой аудитории.

Итак, что мы имеем: Лето. Дачный посёлок в Подмосковье. Обычный подросток Костя начинает общаться с Никой – девочкой-инвалидом из богатой семьи. Ну и некая мистическая нотка имеется – всё-таки Тамара Крюкова склонна к фатализму в своих произведениях. Дело в том, что Костя сначала встречает в лесу Нику – копию Никандры с посёлка. Весёлую, свободную и совершенно здоровую. Такой лесной дух-нимфа, направляющий главного героя. Именно благодаря ей Костя и познакомился с Никандрой. Что это: сама судьба или же иллюзия и галлюцинация – каждый решит для себя сам. Для меня это скорее две ипостаси одной девушки. Никандра – прикованная к коляске и запертая в особняке девушка, замкнутая и невольная. Ника же – внутреннее обличье героини – свободное от мирских забот дитя леса. В конце девушки сливаются воедино. только вот непонятно – Никандра присоединяется к Нике и становится иллюзией из леса для Кости, безвозвратно её потерявшего. Или же она приобретает черты Ники – нимфы и становится лучшей версией себя.

Вообще, фильм очень приятный. Нам не показывают бесконечные сопли – то, за что я так не люблю мелодрамы и романтические фильмы. Мы наблюдаем именно историю взаимоотношений – как простой парень и высокомерная, но одинокая девушка-инвалид пытаются подружится и понять друг друга. Ника влюбляется, а Костя – типичный «хороший парень» – воспринимает её как друга. Он загорается идеей поставить её на ноги, да и в принципе знакомит с окружающим миром: погружает в мир современной музыки, приносит бродячего щенка и даже вывозит в лес на тачке. Словом, мы видим очень милое развитие отношений. Нет опостылого «я увидел её и в ту же секунду полюбил». Видно, как зарождается чувство, видно, как герои привыкают друг другу. И это прекрасно.

Естественно, герои, как в любой мелодраме, сталкиваются с рядом проблем. То друзья Кости надсмехаются над его общением с Никой, то Вера, соседка Кости, вводит в заблуждение Нику, то отец Ники противодействует их общению. Как итог: после очередной ссоры Кости с отцом девушки, Ника встаёт. Чудесное исцеление и сила любви налицо.

Если сравнивать фильм с книгой, то, несмотря на то что кино старается довольно точно передать все сюжетные вехи первоисточника, несколько сцен всё-таки вырезают. Причем очень нужных, на мой взгляд. Это эпизод с яблоками: когда Костя ради Ники ворует яблоки у соседей и развешивает их на деревьях перед окном девушки, лишь бы та улыбнулась. И вторая сцена – это выпиливание окна алмазным резцом. В фильме Костя просто открыл окно на задвижке, а в книге же пошел на более радикальные меры. Эти сцены показывают нам натуру Кости и то, как важна для него Ника. В ходе фильма мы понимаем, что Костя имеет чёткие нравственные и моральные ориентиры, данные ему родителями. Но ради Ники он без раздумий готов пойти против голоса совести.

Теперь посмотрим на каст фильма. Актёры не переигрывают, что радует. Единственное, исполнительница роли Ники Ольга Старченкова, на мой взгляд не дотянула. Ну не вышел у неё глубокий и чувственный образ пятнадцатилетней девочки. Всё-таки на момент съемок актрисе уже было двадцать четыре года. Нет той внутренней робости и наивной детскости, что мы видим, например у Татьяны Аксюты в «Вам и не снилось…», хотя ей тоже пришлось в двадцать три года играть школьницу.

Вообще, фильм очень и очень хорош. Конечно, он не шедевр. Он добрый, милый и оставляет приятные ощущения после просмотра. Возможно, пройдёт еще пять лет, и я разобью этот фильм в пух и прах. Ну а пока для меня это очередной фильм с милой историей, приятной картинкой и дуновением приятного деревенского лета.

Поделиться в соцсетях:

5 2 голоса
Оценка рецензии
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии