Поиски сокровища перетекают в детективное расследование, сопровождающееся постоянными вопросами и загадками. Режиссёр Ирина Волкова уже с начала фильма «Клад» заставляет зрителя задуматься: стоили ли поиски усердий совсем юных ребят, нужно ли было героям обратить свое внимание на что-то другое, зачем и почему они так стремятся распутать этот непонятный клубок тайн?
Семейный фильм «Клад» с нотками приключений и драмы полон необъяснимых секретов. Режиссёр то показывает весёлую жизнь в образе цирка, то раскрывает глаза на горькую правду житейских будней. Это всё заставляет зрителя проникнуться неоднозначным сюжетом, в котором переплетаются жизненные нити.
С одной стороны, идея фильма предельна проста. Главный герой Гоша, роль которого была отдана талантливому актёру, знакомится с Катей, приезжей из Москвы. Узнав о краже ценного медальона из музея, ребята решают всеми силами помочь, идя на риск, ведь им предстоит разгадать загадку, которую даже взрослые не могут разгадать. В результате сыщикам становится известно, что пропажа является ключом от какого-то клада. Но им постоянно кто-то мешает, не желая делиться сокровищами. Детишкам приходить одновременно разгадывать две тайны: где клад и кто такой «кто-то».
С другой стороны, режиссёр обращает внимание зрителя на семейные ценности. В образе матери Гоши показано безразличие, а в образе клоуна, как ни странно, безжалостность и жадность. Даже животные играют роль: ворон − гордость и себялюбие, медведь – покорность и упорство, коза – открытость и простодушие.
Однако при наличии потрясающей задумки, фильм теряет свою изюминку из-за маленьких, но внушительных нюансов.
Во-первых, с первых минут фильма ожидаешь, как режиссёр будет плавно знакомить с будущей историей. Но видимо Ирина Волкова желала самовыражения, и поэтому первые несколько минут анимационны. Бесспорно, нарисованная приглушенными оттенками часть кинокартины выполнена хорошо, но к месту ли она, если фильм выполнен в ярких и солнечных тонах.
Во-вторых, в семейном фильме с ограничением 6+ присутствуют любопытные сцены. Что я имею в виду? Когда байкер Сергей помогает Марине Сергеевне (матери Гоши), он сквозь тонкое летнее платье с помощью солнечных лучей наблюдает за прекрасным телом женщины. И вот у меня возник вопрос: как объяснить маленькому зрителю этот момент. Ясно, что показана влюблённость персонажа, но дети, в силу своего возраста, просто не понимают такой заинтересованности, смущаясь от неловкой для них сцены.
В-третьих, история кажется наигранной. Да, это характерно для фильма 6+, поскольку в мире детской кинематографии первое место занимают вымышленность и сказочность. Однако из общей картины сильно выбиваются «натянутые» и неестественные диалоги, как у взрослых, так и у детей. Почему? Может быть, не прочувствовали роль или не отдались ей полностью.
Как и у любого фильма, у «Клада» есть свои плюсы. Состав актёров интересен и немало известен: Евгений Стычкин, Наталья Коляканова, Максим Литовченко, Владимир Капустин и другие. Фоновая часть фильма создаёт уют и тёплую атмосферу: провинциальный городок с пышными цветущими лугами, безмятежные лучи солнца, летающие повсюду крохотные бабочки. Так же Ирина Волкова наделяет фильм предметностью. Так, в квартире коллекционерки Зинаиды Францевны полно разных вещей, которые хочется с любопытством рассмотреть. А музыкальное сопровождение переносит вглубь фильма, заставляя прочувствовать момент. Приятно было посмотреть на цирковые элементы, которых в кинокартине довольно много. Операторы профессионально сняли уловки в цирке, которые даже через экран заставляют удивиться и ахнуть.
Фильм полон метафор. Как говорилось ранее, они отображены как в героях, так и в том, что их окружает. Например, одна из ведущих ролей отдана цирку. С самого детства это место ассоциируется со светлыми эмоциями. Однако в «Кладе» показана очень важная мысль: не всегда бывает весело, даже в самых радостных, на первый взгляд, местах. Это заставляет задуматься о ценности происходящего, о том, что порой могут испытывать люди за фальшивой маской в виде улыбки.
В целом, посмотреть фильм «Клад» стоит лишь для того, чтобы вновь поверить в чудо, поэтому пойдёт кинокартина больше для детской аудитории. Оценка фильма 3,5/5, так как возникает чувство неполноценности. Данной картине однозначно не хватило естественности и интриги, которая должна удерживать зрителя до конца.