Виктория Федореева

11 лет, г. Чита

Экстраверт. Настоящий киноман. Любительница приключений. Учу китайский и английский язык. Весёлая и позитивная.

Рецензия опубликована:
26 февраля 2021 г.

Ящерка вернётся
2020, семейный

3 /5

Сказы Бажова на новый лад

Фильм «Ящерка вернётся» – фильм-сказка, в которой переплетается настоящее и прошлое, реальное и вымышленное. Это картина по мотивам произведений Бажова. Фильм создан на Урале опытным режиссёром Андреем Кимом и студией «Мастер», которая создаёт детские фильмы уже около 30 лет и, кажется, должна очаровать, но лично меня она разочаровала.

В основу фильма легла история с избитым приёмом чередования кадров реального мира и фантастических вставок. В фильм вошло 9 рассказов – «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Каменный цветок», «Горный мастер» и другие, и два незаконченных произведения «Тёплая грань» и «Хозяйкино зарукавье». Режиссёр в своих интервью говорит о том, что фильм рассчитан на детей, а значит должен быть рассчитан на обычных ребят, которые живут не только на Урале, но и во Владивостоке, Якутии или Бурятии. Мне кажется, что узнать и проследить развитие сюжета каждого из рассказов очень сложно, только если ты не увлечённый поклонник сказок Бажова. Но давайте вернёмся к реальности: большинство школьников не увлекается чтением и осилить рассказы Бажова в сложном языке им очень непросто. Я ожидала, что фильм будет сказкой, понятной и завораживающей, но сказки мне не хватило. Не понятно вообще для какой аудитории этот фильм. Для младших школьников сюжет слишком запутанный из-за большого количества рассказов. Сложность ещё в том, что в фильме нет прямого повествования, сюжет перескакивает с одного рассказа на другой, да ещё и действие происходит в разных мирах. Ребятам старше 11 лет просто не будет интересен такой затянутый сюжет. Оживить Бажова и совместить старинные сказы с современностью было очень хорошей идей, но мне кажется не все режиссёрские задумки вышли удачно.

Разочаровало актёрское однообразие. Монологи и интонация исполнения разных героев мне показались очень скучными, монотонными, наигранными и неестественными особенно в фантастических вставках. Более яркие и правдивые персонажи были только у Огневушки-Поскакушки и друзей Ланко и Лейко.

В фильме очень мало сцен природы, что, конечно, должно быть в такой картине – нет ни горных ручейков, ни просторов Урала. Все сцены, за исключением некоторых, ограничиваются сьёмкой людей в помещении или в избе. Лес появляется только в ночном освещении, а великолепная Кунгурская пещера снята как будто это обычная ничем непримечательная пещера. Наверное, именно в ней хотелось больше намёка на сказку – сияющих камней, какой-то бутафории, которая будет блистать и покорять воображение. Для сравнения привожу кадр из фильма «Каменный цветок» 1946 года.

Нижнее фото принадлежит старому фильму и разница налицо. «Каменный цветок» сняли всего год спустя войны. А, например, ту же «Золушку» снимали в блокадном Ленинграде. Но эти фильмы намного ярче и остаются в памяти. В советской кинематографии у режиссёров Роу или Птушко не было таких возможностей как сейчас, но игра актёров и их костюмы, минимальные спецэффекты и вручную выполненные декорации создавали ощущение настоящей сказки.

Вообще очень мало верится в сказку, складывается впечатление, что фильм снят как документальный или любительский с небогатым бюджетом. Наряд самой Хозяйки Медной горы – это простая серая одежда, как у любого другого героя. Как в вымышленном, так и в реальном мире, дети и взрослые серые, одноликие, с почти одинаковыми голосами. Вообще в фильме очень мало красок. Хотелось, чтобы как в книгах Бажова посреди серых и трудных будней человека была показана красота камня, его магия и власть над людьми. Камень и мистические сюжеты, связанные с ним – это то, что отличает сказы Бажова от других сказок и преданий России. В «Ящерка вернётся» абсолютно отрезали эту саму главную часть. Скучные сцены мастерской избы, где ни в руках мастера, ни на рабочем столе нет ни камней, ни инструментов. Наверное, в коллекциях музеев нашлось бы множество экспонатов, которые можно было бы снять и подставить в фильм. Чтобы показать красоту камня, ведь все герои Бажова – мастера камня и делали при помощи простых инструментов вещи невероятной красоты. Фильм совершенно скучный и не завораживает в этом плане.

При просмотре фильма внутренних переживаний и перемен эмоций не возникает. Слишком сыро было показана финальная сценка с Серебряным копытцем. Есть непродуманные сюжетные сбои – особенно связанные с образом антигероя политрука. Конец фильма абсолютно разочаровал – ребята получают мировую известность в интернете и их выступление транслируют в Шанхае, Венеции и на Бродвее. Хотя фильм формально отвечает требованиям сказки, в нём есть борьба добра и зла, присутствует мораль, но я считаю, что фильм не обогащает русской культурой и не отличает фольклор Урала. Чтобы получить полное представление о фильме, рекомендую сначала перечитать оригинал сказов Бажова. Очень сожалею, что весь прекрасный малахит упрятали на дно шкатулки… Ставлю фильму 3 балла.

Поделиться в соцсетях:

5 2 голоса
Оценка рецензии
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии