Очень важный фильм. Тема войны, а особенно ленинградской блокады, да ещё глазами детей – требует особой ответственности от создателей фильма. Показать бесчеловечность фашизма, мужество и стойкость ленинградцев, не военных, а обычных горожан, которых не готовили к тяготам войны, в том числе детей, однако выстоявших, выживших, сохранивших человеческое достоинство, – вот главная идея фильма. В самом начале звучит этот вопрос, останутся ли люди людьми, если у них всё отнять и насильно заставить жить в нечеловеческих условиях? И этот вопрос требовал ответа, на который каждый отвечал в условиях войны и блокады своей жизнью или смертью.
А зрителям на этот вопрос даёт ответ судьба двоих детей, девочки-подростка Кати и малыша Серёжи. Катя в первых кадрах фильма во время бомбёжки читает томик Толстого, она не хочет прятаться и перечит дежурной, которая заставляет спуститься её в бомбоубежище. С одной стороны, это проявление усталости и безнадёжности, а с другой – сила характера, упорство и даже некоторое ожесточение. Но в той мере, которая не позволит Кате сдаться, но выжить самой и вернуть к жизни малыша-подкидыша. Она называет его братом, теперь ей нести двойной груз забот, но Катя справляется и потом понимает, что выжила благодаря маленькому Серёже. Заставила себя выжить, чтобы заботиться о нём.
Вот главное проявление человечности – жить, чтобы помогать ближнему. В любых условиях, даже когда самому тяжело. Это спасает.