Каждый знает о тяжёлой блокаде Ленинграда, мужественной битве на Курской дуге и кровавых боях в Севастополе. Но до сих пор мы не знакомы со многими подвигами наших дедов и прадедов. Историческая драма Вадима Шмелева «Подольские курсанты» рассказывает историю 3500 учеников артиллерийских и пехотных училищ, которые встали на защиту Москвы. Какой ценой им удалось изменить ход войны?
Для идейных вдохновителей кинокартины Игоря Угольникова и Вячеслава Фетисова эта история была ещё и личной. Дед Игоря Станиславовича погиб на обороне Ильинского рубежа, там в нескольких десятках километров от Москвы разворачивается сюжет.
С первых кадров я бы отметила атмосферу фильма — он пропитан добром и крепкой дружбой курсантов. На учениях будущие офицеры ведут себя, как дети. Они не до конца понимают, что война – это страдания и боль, а не только геройства и победы. Необычным по операторскому решению мне показался момент, где мальчишки сражаются в окопах, сверху их накрывает ливень. Через пару секунд дождь оказывается лишь поливальной машиной. Так автор картины запутывает зрителя.
Актёры фильма кажутся реальными людьми, которые когда-то жили. У них нет идеализированного образа. Режиссёр не разделяет их на плохих или хороших, главное зло «Подольских курсантов» — немцы. Они всегда появляются под мрачную музыку и будто тучей надвигаются на юных солдат. В картине нет главных героев, каждый из них кусочек пазла войны. Неокрепшая любовь меткого наводчика Сашки Лаврова и медсестры Маши. Дружба между мужественным солдатом Пахомовым и робким Славиком Никитиным, единственным сыном военврача. Прощание между молодым лейтенантом Алешкиным и его маленьким сыном Вовой.
Во время просмотра хочется плакать. Драматичным моментом фильма я бы назвала разговор начальника училища Ивана Стрельбицкого и военврача Никитиной: «Разве дети должны умирать, они и жизни то не видели. Многие из них только школу закончили». Командиру самому жаль курсантов, но отступить он не имеет права: «Такая судьба, за нами Москва, и мы обязаны её защитить». Это одна из самых мрачных сцен фильма.
Одна из главных сюжетных ниточек «Подольских курсантов» — ценность человеческой жизни. Особо мы можем прочувствовать это, когда хоронят погибших курсантов. Вдруг юная медсестра замечает, что на лице ее молодого человека таят снежинки, значит он всё ещё жив. Оператор до мельчайших деталей показывает этот момент.
Кроме зрелищности фильм запоминается исторической точностью. Режиссёр работал в паре с консультантами, которые проверяли на подлинность всё – от номеров на винтовках до расстановки вражеских танков.
«Подольские курсанты» помогают понять, что не нужно романтизировать войну. Война – это разрушения, человеческие смерти и горькие слёзы. Там погибали молодые парни и девушки, которые не успели увидеть жизнь. Концовка фильма не похожа на типичное патриотичное кино. Из 3500 солдат вернулось меньше тысячи. Двенадцать дней обороны сломали юношей, они своими глазами видели смерть. И им уже никогда не забыть те времена.