Дебютный фильм режиссёра Егора Сальникова «Смотри Как я» на поверхности кажется сентиментальной комедией. В подростковой комедии положено, чтобы присутствовали запрещённые вещества, секс и насилие. Всё это вроде есть в этом фильме, но в очень комическом варианте. Как бы понарошку. И война за правое дело тоже понарошку. Но история совсем не об этом. А о том, как встретились два шестнадцатилетних одиночества: Оля (Ольга Турчак), проклятие провинциального детдома и Макс (Михаил Мещеряков), слепой папин сын. Репутация Оли такова, что она во всём всегда виновата, ей говорят: «Сколько нервов ты нам вытрепала!», «Лгунья!». А Макс говорит, что сидеть в золотой клетке не для него. Оля ему отвечает: «Хорошо, что ты слепой, хорошо, что не видишь то, что вижу я». Её глазами мы видим фальшь, спектакль и абсурд. Отец Макса (Александр Самойленко) говорит: «Всё для моего мальчика». А что это всё: арбалет, ярко-красная машина и фейерверк слепому? Макс потерял веру в отца, а Оля потеряла доверие к взрослым, которые должны о ней заботиться.
Они идеальная пара: у него ресурсы, у неё идея. Они вдвоём убегают и отправляются искать Журавлиную бухту, которой нет, подальше от стереотипов, ограничений, взрослых и их дурной заботы. Без его денег ничего бы не получилось, а без её вдохновения ничего бы не случилось. Она вдохновенно ест, врёт, плачет и всё крушит. По пути к свободе они теряют всё и всех: машины, родных, деньги, защиту, надежду. Это путь к себе, к пониманию жестокой реальности, а не просто роуд муви – побег за мечтой.
Я во время просмотра фильма с самого начала думала – что их понесло? Какая сила тянула их до самого конца? Почему умный Макс последовал за неразумной Олей? Оля – это эмоции, а Макс- разум, почему разум следует за эмоциями? В этом есть противоречие.
На противоречиях, на контрастах построен весь фильм. Они удерживают внимание до конца, когда мы пытаемся понять послание автора. На поверхности находится комедия о детской любви, о желании избавиться от чужих запретов, дети хотят быть свободными и счастливыми. Они убегают от контроля и ограничений. В этом фильм похож на западные. А в глубине – противоречия между ожиданием и реальностью. Эти контрасты построены на играх: играют взрослые, дети, играет режиссёр со зрителем. Отец увлечённо играет в ролевые игры и богатого всемогущего отца для своего сына. Дети играют в свободу, в «казаки-разбойники» со смертью и в «мы своих не сдаём».
Ответственные товарищи играют в заботу. Полицейский (Евгений Банифатов) в крутого копа. А наркодилеры в «Бабу-Ягу». Мы видим одно, а слышим другое, ожидаем одно, а получаем совсем другое. Этой игрой режиссёр готовит нас к финалу, чтобы мы увидели то, что видит он.
Все эти игры привели к безвыходному положению, видит ли автор выход? Отчаяние говорит голосом отца: «Он слепой – и в море», а Макс ему вторит: «приплыли». Выход из всех противоречий только смерть. Финальные кадры в лодке на море напоминает финал из Голубой Лагуны, где нет выхода кроме как умереть. Очень хочется поверить, что наши герои спят, и нам показывают смертный сон, где всё у героев второго плана хорошо. Директора детдома арестовали, гопники получили бесплатный Мустанг, мать Макса вспомнила о нём, и наркодилеры начали вести здоровый образ жизни. Полицейский добился обожания и любви, а отец продолжает увлечённо играть в свои ролевые игры. А у наших героев будущего нет: «– Я ведь так и не купил тебе ни мороженое, ни духи. – И не купишь», отвечает Оля. Она уходит первой, а он догоняет, видя только её. Я бы сама купили им обоим мороженое, лишь бы они жили!
Фильм «Смотри как я» увлекательный и зрелищный, сюжет линейный, за ним легко следить, и камера следует за персонажами, дает неожиданные, эффектные ракурсы. Зритель чувствует движение и следует за героями, приближаясь к ним, и дух захватывает вид с высоты птичьего полета на море. Много света, красного и синего с золотом, как в сказке. Фильм яркий, нарядный, красивый.