Что делать, если человек прав фактически, но не морально? Осудить его или понять? Ходьба – это действительно зрелище, достойное многократного показа? Откуда в медицинском центре рояль? Все эти вопросы неизбежно возникают во время просмотра фильма Валерия Игнатьева «Вдвоём на льдине», основанного на рассказе Юлии Вознесенской.
В центре сюжета юный талантливый пианист Роман и его подруга, очаровательная художница Юля. Место действия – клиника. Зрителю представляется история о любви героев и их борьбе с онкологическими заболеваниями. А теперь немного обсудим некоторые составляющие фильма.
Клиника, точнее «Научно-практический центр», где лечатся герои и другие дети, показана комфортным медицинским учреждением. В клинике просторно, чисто, современно; здесь работают добрые, хорошие врачи. Неизвестно откуда взявшийся рояль красуется на улице. Речь о высокой стоимости лечения онкологических заболеваний ни разу не поднимается. Ладно, видимо фильм не об этом, просто эта реальность не со всем совпадает со злободневными новостями мира нашего.
О врачах. В фильме противопоставляются «хороший» Привалов и «плохая» Полина Ивановна. Первый мягко и по-отечески относится к детям, понимает их, а вторая следит за порядком, порицает порчу имущества клиники. Можно ли считать порчей невинные разукрашивания уличных и палатных стен детьми? Формально – да (наверняка это нарушает устав учреждения), морально – нет (что за мегера, детям скучно и хочется творить, нужно отнестись к этому более снисходительно). Важно, что персонажа можно и осудить (применить кнут), и понять (дать пряник). Сценаристы решили использовать только кнут и выставили Полину Ивановну в дурном свете. Врач не любим, избегаем, наказуем. Как-то однобоко что ли.
Герои фильма Роман и Юля. Персонажи, упоённые любовью. Мило. Логлайн фильма сообщает даже о жертвенном элементе их любви, «история о самопожертвовании ради любимого человека». Эта трагичная фраза не соответствует сюжету фильма. Роман, играя концерт Рахманинова (а речь, несомненно, об этом моменте) и подвергая таким образом себя сильному напряжению, всё же не рискует своим здоровьем, не наносит себе ущерба. Так говорит отцу мальчика доктор Привалов, и мы, зрители, ему конечно же верим, учитывая его опытность и ореол святости. Поступок Романа – поступок достойного человека, но не самопожертвование. Давайте называть вещи своими именами.
Ходьба. Удивительное зрелище, которое редко можно встретить, демонстрируется в фильме всё время. Было бы понятно, если бы это была особая ходьба, обнажающая душевные переживания и мысли героев. Но нет. Просто сцены, где люди буднично передвигаются из точки А в точку Б. Сцены недолгие, понятные, но такие частые, что раздражает. Попытка дотянуть хронометраж фильма до общепринятых стандартов (ПДХФОС)?
Сцены сеттинга. Опять явная ПДХФОС. Иначе невозможно объяснить смысл показа спального района города (совершенно обыкновенного и непримечательного), помещений клиники (бесполезное ознакомление зрителей с архитектурой этого мед центра), летящего в небе самолёта (вряд ли он тужился что-то символизировать в фильме, потому что тягу к свободе героя не могли изобразить настолько плохо).
Сцены счастья детей, сопровождаемые инструментальной музыкой. Как раз эту музыку так искусно исполняет пианист Роман. В тему, эмпатически сильно (дети радуются, зрители рады за них) и приятно. Это получилось хорошо.
Кстати, название в фильме, в отличие от книги, никак в нём не обыгрывается и не объясняется. «Вдвоём» – понятно. Почему «на льдине»? Возможно, ответ кроется в том, что в книге Юля поёт «Колыбельную медведицы» из м/ф «Умка»:
Мы плывем на льдине,
Как на бригантине,
По седым, суровым морям…