Серафим Волокушин

13 лет, город Подольск

Мечтаю завести лисичку. Учусь в музыкальной и художественной школах. Умею программировать. В свободное время смотрю фильмы и рисую комиксы. Много читаю, любимая книга про лисёнка Пакса.

Запись опубликована:
1 марта 2023 г.

Весенние...
1974, драма

5 /5

Взрослое кино о смысле жизни

Фильм «Весенние перевёртыши» был поставлен по сценарию Владимира Тендрякова, автора одноимённой повести, тогда уже известного советского писателя. Недолгое время, после ранения на фронте, он работал школьным учителем. Наверное, этот опыт позволил ему позже создать так называемый «школьный цикл», куда критики относят и «Весенние перевёртыши».

Однако о школе в этом фильме немного. И то, что главным героем является тринадцатилетний мальчик Дюшка, не делает этот фильм автоматически фильмом о взрослении, становлении личности, «экзамене на зрелость». Я не согласен с такой оценкой этого фильма. Это фильм-итог, рассуждение, целая философия о попытках найти смысл жизни, её цель, фильм-обвинение и фильм-оправдание одновременно. Это взрослое кино. Тендрякову было пятьдесят лет, когда он писал повесть, он имел право на итоги. И эти итоги были неутешительны. Мысль «жизнь – каторга» проходит через весь фильм. Но чтобы было не совсем тяжело, мы глядим на всё происходящее глазами мальчика-подростка, у которого всё впереди, и он, возможно, избежит взрослых ошибок.

Фильм именно о взрослых, их равнодушии, безволии, чёрствости по отношению друг к другу. Их беды ложатся тенью на детские судьбы. И вот уже другу Дюшки, робкому и застенчивому Миньке Богатову, жить не хочется. Их диалоги удивляют своей взрослостью, на это обратили внимание все, кто смотрел со мной фильм. Неестественно, но такова воля автора. Дети, действительно, будто взрослей своих родителей, и судят их, и чувствуют себя виноватыми перед ними, и заканчивается-то всё «по-взрослому, по-серьёзному» – ножевым ранением.

И ещё, буквально, била в глаз скудность леспромхозовского быта. Там только речные пейзажи красивые. Низкие серые дома однообразными рядами, отсутствие клумб, детских площадок, дороги без асфальта с непролазной грязью, обшарпанная школа с тёмными классами и голыми стенами, наличие культурной жизни не подразумевается вообще. Так было в 1974 году или так сняли? Появление в такой обстановке садиста Саньки Ерахи меня не удивляет, а вот чуткость, добросердечие, смышленость Дюшки и Миньки мне кажутся плодом авторского вымысла.

Фильм смотреть стоит, он заставляет думать, поднимает важные темы о любви, об ответственности и даже о вечной жизни, не даёт ни одного готового ответа. А значит будем смотреть, думать, искать.

Поделиться в соцсетях:

0 0 голос
Оценка рецензии
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все записи