С первого – в некотором смысле поверхностного – взгляда этот фильм уникален только своей длиной: для короткометражного он слишком длинный, а до полноценного он не дотягивает примерно сорок минут. Он не имеет никаких спецэффектов и глобальных масштабов, несмотря на то, что был снят зимой прошлого года. Однако в фильме показана одна очень важная мысль: «героев не едят».
Чтобы понять, что это значит, давайте посмотрим немножко на сюжет.
Действие происходит около блокадного Ленинграда зимой, когда не было никакого пропитания, и люди делали всё, что могли для выживания себя и своих близких. Однажды главный герой, Егор (актёр Алексей Родионов) и его старший брат Санька (Олег Чугунов) находят в лесу еле живого боевого пса, – как дальше выясняется, – героя. Егор пытается спасти собаку, но он не думает о семье, как Санька, который хочет попросту собаку съесть. Но при этом Санька не жестокий, он просто понимает, что они не могут прокормить семью и собаку одновременно. Перед Егором стоит трудный выбор между героем и семьёй. К счастью, собака, названная Африкой, сама решает проблему. После выздоровления она приносит из леса еду своей новой семье.
Однако это не самое важное, что хочет нам передать режиссёр Дарья Биневская. Важнее слова Егора: «Героев не едят». Они показывают не только любовь и уважение к животным-героям, но понимание того, что сделало их героями, а также готовность за них заступиться и им помочь.
Можно заметить контраст между холодной блокадной зимой и жаркой Африкой – это и название фильма, и имя собаки. Казалось бы, противоречие, отсутствие логики. Но дело тут тоньше. В холодном, голодном, зимнем и депрессивном доме Егор читает своей маленькой сестрёнке книгу Чуковского об Африке! В этом угадывается какая-то надежда на исправление ситуации, что не всё потеряно, что жива культура, что существует свет и тепло.
Многие мои коллеги обвиняют фильм за то, что в нем «есть какая-та недосказанность». Они считают, что в него нужно было впихнуть больше ненужных деталей, чтобы сделать фильм длиннее. Например, они хотят показать следы «жестоких вещей, которые произошли в деревне, в которой живут герои». Но зачем!? Скорее всего все просто ушли во время войны, так как, если бы нужно было показать, что там воевали, то деревня бы не стояла как обычно, и в ней бы не жили люди. И если говорить о метраже, «недосказанности» – то и в этом можно найти определённый смысл: ведь зритель также является важной частью творческого процесса, и все недосказанности эхом отзываются в душе зрителя, создавая те самые недостающие штрихи.
Я считаю, что фильм возродил то, что было в старых фильмах, огонёк доброго творчества, а его создают не лица известных актёров и спецэффекты, а чувства и сюжет.