Холод пейзажей ледяных пустынь, борьба людей за выживание на севере и катание пингвинят по снегу – такие предположения от названия фильма «Вдвоём на льдине»… Но мы не увидим ровным счётом ничего, кроме… борьбы за существование.
Если это романтическая мелодрама с сюжетом не о мире ледников, то почему такое необычное название? Если у вас появлялся похожий вопрос, значит авторы со своей задачей справилось – заинтриговали зрителя, заставили его размышлять. Можно прийти к разным интерпретациям, мне пришлась по душе эта: льдина такая же скользкая, непредсказуемая, как и сама болезнь, с которой борются Роман и Юля, и не каждому из них удаётся вернуться на берег жизни.
Данный фильм можно просто раскладывать по кусочкам, он многослоен и богат метафорами. Он искусно доказывает, что порой достаточно показать один кадр, который заменит целые предложения. При первой встрече Юлии и Романа мы чувствуем, как между ними завязывается симпатия и вместо громких слов, которые могли бы стать фальшивыми и испортить фильм, создатели показывают нам сердце в виде облака. Такой знак любви. Частые появления закатов, несмотря на свою красоту словно предвещают ощущения конца для героев. Почти все кадры в фильме светлые, атмосферные, голубое небо напоминает о счастье и свободе, однако часто можно заметить резкие линии, например крышу здания, в какой-то степени похожую на тюремную решётку.
Фильм сдаёт позиции в правдоподобности: много ли таких больших современно оборудованных больниц, добрых докторов-мечтателей мы видим? Однако на мой скромный субъективный взгляд, у фильма были другие более важные цели, которых он достиг – вызвать чувство сострадания и одновременно восхищения силой музыки, возродить надежду и веру в чудо.
В фильме также присутствует основной невидимый персонаж, с необычайной силой влияющий на ход развития сюжета – музыка, причём на протяжении всей киноленты исключительно классическая на пианино, произведения Рахманинова. Именно музыка объединила главных героев, стала «болеутоляющим» для Юли на последних минутах (ведь она умерла без мучений с улыбкой на лице, принимая положение вещей) и чудодейственным лекарством для Романа.
Великолепная актёрская и монтажная работа придаёт фильму утончённость. Казалось бы, обычный переход: сначала бокал берёт Юля, потом этот же бокал при склейке берёт Роман – мелочь на первый взгляд, но она усиливает связь между героями.
Главврач произнёс одну интересную фразу: «Весьма распространённое заблуждение: если лекарство помогло одному, то оно обязательно должно помочь другому». Весь фильм мы слушали музыку Романа, он подарил Юле не кисть, а си бемоль, повёл на музыкальный концерт вместо художественной галереи – то, что ему нравилось. Может просто он выбрал не те «таблетки счастья» для Юли, ей ведь нравилось рисовать. Встретились два талантливых человека, но совершенно разных: с Романом отец был всегда рядом и готов помочь, Юля же скучала по маме в палате; Роман громко играл концерты довольной публике, а Юля лишь шёпотом сказала ему спасибо за похвалу её работы на стене, которую она вынуждена была прятать дабы закончить. И Юля уходит куда-то вглубь своей картины, спиной к зрителю.
Вся прелесть фильма «Вдвоём на льдине» заключается в его искренности в отличие от других фильмов о первой влюблённости, а также в неоднозначности и загадочности, которые не отпускают долго после просмотра.