«Ящерка вернётся» – не очень интригующее название очень занятного фильма. Работу режиссёра Андрея Кима, как и многие другие фильмы, «подкосила» пандемия, из-за неё пришлось отложить дату премьеры. Таким образом, фильм-средоточие уральского эпоса зрители смогли увидеть лишь к концу года, в ноябре-декабре. Сейчас, в феврале 2021 года, фильм все ещё транслируется на многих площадках. Стоит ли смотреть?
Произведение повествует о двух вселенных, сказочной и реальной, где действующие лица – дети. «Упаковка» сказочного мира в виде древнерусского быта, речи и нравов притягивает к экрану и подкупает, сеттинг же главных героев в реальности довольно уныл: школа, вкрапления молодёжного сленга и гаджетов. Основной конфликт в реальности тоже не смогли реализовать, лозунг «нет дверей – так лезем в окна» точно не про героев действительности. Их лозунг скорее «нет человека – нет проблемы», потому что конфликт решается благодаря загадочному исчезновению антагониста, который, надо признать, тоже имеет сильные изъяны. Он демонизирован, его поступки нерациональны, более того, – они неприемлемы, незаконны и жестоки (чего только намёки на избиение детей стоят), только лишь его речь можно объяснить применением анаколуфа (его выражения «ложить», «ума решился» и так далее). И вот этот концентрат желчи к концу фильма куда-то пропадает, и если в сказке пояснили, как и почему, то в реальности этот момент непонятен.
Следующее замечание. Идеи «не сдавайся и борись до конца», «благими намерениями вымощена дорога в ад», конечно, очень заезжены и популярны, но всё ещё хороши. В фильме, как показалось автору рецензии, представлены совершенно иные посылы: «Если мочи терпеть больше нет, уходи», «Если во благо, то почему бы и нет». Так в произведении учительница бежит от проблем, бросая детей-школьников, даже не попрощавшись. Да, причины у учительницы действительно были. Но всё же, учитывая специфику профессии школьного учителя, оставлять детей одних в сложной ситуации на моральное растерзание антагонисту (а его безнаказанность в фильме знают все: и учительница, и дети, и зрители) – как-то не очень нравственно.
Объясняю второй сомнительный посыл фильма. Ребёнок делает ложный звонок в службу безопасности. Да, происходит это в рамках борьбы с режимом антагониста. Да, эта мера сработала. Да, это не осталось незамеченным. Антагонист поругал школьника за проступок, однако ощущается зрителем это так, словно ругает он ребёнка не за нарушение закона, а просто вымещает злобу. «Бережённого Бог бережёт» – считаю, надо было чётче прояснить сущность этого нелегального (пусть даже и во благо) действия для маленьких зрителей. Это могло бы предупредить подобные случаи.
К сказочной составляющей претензий нет. Экранизация сказок писателя Павла Бажова – идея в принципе и зрелищная, и полезная. После просмотра создаётся приятное впечатление, что теперь ты вспомнил сюжеты, которые читал когда-то в детстве. Ну а если читать его произведения не приходилось, то ты теперь хотя бы имеешь представление о творчестве Бажова.
К обилию героев тоже претензий нет. Радуешься за дебют детей-актёров. И довольно успешный дебют: у большинства актёров игра была приемлема.
Посмотреть фильм стоит.